Главная / Государство / Ространснадзор не исключает вероятности создания единого для всех авиакомпаний реестра авиадебоширов

Ространснадзор не исключает вероятности создания единого для всех авиакомпаний реестра авиадебоширов

Мария Шувалова

Ространснадзор не исключает вероятности создания единого для всех авиакомпаний реестра авиадебоширов cunaplus / Shutterstock.com

С 4 июня текущего года авиакомпании начнут формировать так называемые черные списки авиадебоширов – реестры лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.С указанной даты вступает в силу новая ст. 107.1 Воздушного кодекса, введенная Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 376-ФЗ). Включенному в такой реестр пассажиру может быть отказано в покупке билетов на все рейсы, осуществляемые соответствующей авиакомпанией. По мнению заместителя руководителя Ространснадзора Владимира Чертока, данная мера воздействия на нарушителей является довольно мягкой. Во-первых, внесение лица в черный список будет возможно только на основании вступивших в законную силу постановления о назначении ему административного наказания за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна (ч. 6 ст. 11.17 КоАП) или приговора о признании виновным в совершении грубого нарушения общественного порядка на борту самолета либо действий, угрожающих его безопасной эксплуатации (п. «в» ч. 1 ст. 213, ст. 267.1 Уголовного кодекса). Во-вторых, по истечении года с даты вступления в законную силу вынесенного в отношении нарушителя постановления или приговора перевозчик будет обязан исключить его из такого реестра. К тому же принятое одной авиакомпанией решение об ограничении перевозок конкретного гражданина не распространяется на других перевозчиков, и он сможет пользоваться услугами других авиакомпаний.

Поэтому, если в течение полутора-двух лет с момента начала ведения реестров лиц, перевозка которых может быть ограничена, будет выявлена недостаточная эффективность этой меры, Ространснадзор выступит с инициативой о предоставлении права всем российским авиакомпаниям отказывать в продаже билетов пассажиру, внесенному в черный список одной из них – хотя бы в пределах установленного годичного срока, сообщил Владимир Черток в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции.

Как отметил заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров, авиакомпания планирует включать в черный список только граждан, совершивших грубейшие нарушения, например избивших членов экипажа или умышленно сломавших дорогостоящее оборудование. Их количество, по данным ведущегося авиакомпанией внутреннего списка нарушений и нарушителей, невелико. Так, за период с начала 2006 года по настоящее время на рейсах Аэрофлота было зафиксировано 3,5 тыс. нарушений, 40 их которых являются грубейшими (11 – в 2016 году, 8 – в 2017 году).

В то же время, по словам Владимира Александрова, в отношении каждого нарушителя авиакомпания намерена добиваться назначения реального наказания: как административного, так и уголовного [уголовная ответственность за хулиганство на транспорте введена, напомним, с 15 апреля 2017 года, в прошлом году одному авиадебоширу – пассажиру рейса Аэрофлота был назначен реальный (6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении), а не условный срок. На официальном сайте авиакомпании размещена информация о том, что в настоящее время она добивается возбуждения уголовного дела по факту инцидента, произошедшего 15 января на рейсе SU1730 (Москва – Петропавловск-Камчатский. – ГАРАНТ.РУ]. Кроме того, с каждого нарушителя планируется взыскивать понесенные авиакомпанией убытки. Так что буйным пассажирам стоит иметь в виду, что, по оценке Международной ассоциации воздушного транспорта, ущерб от любого инцидента, приводящего к вынужденной посадке самолета, составляет от $10 тыс. до $200 тыс.

Не отказываются представители профильных ведомств и авиакомпаний и от идеи законодательного закрепления права членов экипажа на применение специальных сертифицированных средств ограничения подвижности пассажиров, чьи действия угрожают безопасности полета, например пластмассовых наручников. Действующее законодательство позволяет командиру экипажа самолета применять в отношении таких граждан все необходимые меры, в том числе меры принуждения (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ). Однако, по мнению Владимира Александрова, этой нормы явно недостаточно, так на практике для обездвижения дебоширов приходится использовать какие-либо подручные средства, что не всегда эффективно, а впоследствии эти пассажиры нередко подают на членов экипажа в суд. Нормативный акт, четко определяющий основания применения мер принуждения и перечень необходимых для их реализации специальных средств, позволит решить проблему необоснованных исков к членам экипажа и минимизировать случаи превышения ими пределов необходимости при применения мер принуждения, считает эксперт. Предложения ПАО «Аэрофлот» по этому вопросу уже направлены в Комитет Госдумы по транспорту и строительству, и никаких чрезмерных мер (типа применения электрошоковых устройств и т. д.) они не предусматривают, сообщил он.

В заключение эксперты подчеркнули, что не менее важной, чем ужесточение ответственности за нарушения и назначение реального наказания составляющей безопасности воздушных перевозок является реализация профилактических мероприятий, в частности – по информированию граждан об ответственности за хулиганство и другие нарушения на борту самолета и разъяснению им последствий совершения таких действий. Можно предположить, что проведению информационных кампаний, по обеспечению безопасности на всех видах транспорта в том числе, в ближайшее время будет уделяться особое внимание, поскольку МЧС России объявило 2018 год годом культуры безопасности.

www.garant.ru

О Admin

Смотрите также

5d32aa4dc25609d5a349fc136c1e23bf

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Евгений Шелест photography33 / Depositphotos.com Если налогоплательщик принял на учет одно или несколько основных средств в ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *