Главная / Финансы / Эксперты считают прогноз Кудрина по росту ВВП на 2,7% в 2018 г. амбициозным, но реалистичным

Эксперты считают прогноз Кудрина по росту ВВП на 2,7% в 2018 г. амбициозным, но реалистичным

Бывший министр финансов РФ, глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин в интервью ТАСС озвучил прогноз по росту российского ВВП в 2018 году на уровне 2,7%. Средний рост экономики страны, по оценкам ЦСР, может выйти на темпы 3-3,5% в год за период с 2018 по 2024 год.

При таком экономическом росте ВВП России к 2024 году вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения — на 25%. Кроме того, производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт — почти в два раза, уверен Кудрин. Правда, сам он назвал такие задачи амбициозными.

Амбициозно, но реалистично

Эксперты с такой характеристикой согласны, учитывая, что по итогам 2016 года ВВП России сократился на 0,2%. При этом за первый квартал 2017 года, по оценке ЦБ, ВВП вырос лишь на 0,2%-0,4% в годовом выражении. Тем не менее при определенных условиях эта цель может быть достигнута, полагают аналитики.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин считает возможным ускорение роста российской экономики до 2,7% в 2018 году. «Это не в том диапазоне, который нереалистичен. У нас прогноз роста ВВП на 2018 год находится на уровне 2,1% с учетом средней цены в $55 за баррель Brent и $52 за баррель Urals. Прогноз роста на 2,1% и на 2,7% — это небольшая разница. Для того, чтобы это было сделано, ключевым моментом является реализация предложений, в частности, (Максима) Орешкина и Министерства экономического развития, в том числе начало плавного повышения пенсионного возраста. В 2018 году эти предложения так быстро себя не проявят, но если здесь наложится циклическая составляющая, то может быть. В общем, это не что-то такое нереалистичное», — говорит экономист.

В начале апреля министр экономического развития РФ Максим Орешкин представил обновленный макропрогноз на 2017 год и плановый период до 2020 года. Правительство рассмотрело три варианта прогноза — консервативный, базовый и целевой — и приняло за основу так называемый базовый сценарий, при котором рост ВВП в 2017 году составит 2%, а потом на три года стабилизируется на 1,5%.

Орешкин подчеркивал, что сейчас главными драйверами ускорения экономического роста могут стать только частные инвестиции. Для того, чтобы экономика России вышла на 3%-ный рост, ежегодный объем дополнительных инвестиций должен составить 5 трлн рублей. То есть для достижения этого темпа роста инвестиции в структуре экономики РФ должны увеличиться на 5% ВВП.

«Я думаю, что, скорее всего, реформы не начнут перед выборами, и на рост в 2018 году они вряд ли повлияют. Реально говорить о том, что реформы повлияют на рост — это вопрос, может быть, в самом лучшем случае 2019 года, но в реальности — 2020-2021 годов», — полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Она отметила, что прогноз Кудрина по росту ВВП в 2018 году на уровне 2,7% является амбициозным сценарием, но достижимым при благоприятных условиях.

«Я считаю, что в принципе это выглядит амбициозно. Но с другой стороны, если в этом году рост будет очень низким, то есть меньше 1%, то, возможно, при благоприятном стечении обстоятельств в следующем году мы увидим какое-то ускорение», — говорит Орлова.

По ее оценке, потенциальный рост российской экономики сейчас составляет около 0%, и любой рост более 1% является вопросом благоприятного стечения обстоятельств.

«Нулевой рост — это потенциальный рост, это не прогноз экономического роста, а это потенциальный рост. То есть на данный момент у нас потенциальный рост 0%. Если изменится уровень инвестиций в экономике или обеспеченность трудовыми ресурсами, то эта цифра может меняться», — пояснила Орлова.

Смягчать нельзя оставить

Одной из мер для ускорения экономического роста, по мнению Кудрина, может стать смягчение бюджетного правила.

Бюджетное правило — механизм формирования российского бюджета, который определяет максимальный уровень расходов исходя из цены на нефть. Суть правила состоит в том, чтобы перечислять в Резервный фонд нефтегазовые доходы, полученные в случае превышения фактической цены нефти установленного уровня отсечения.

Кудрин, в частности, предлагает при запуске нового бюджетного правила установить цену отсечения не в $40, а в $45 за баррель, а также отказаться от цели сократить бюджетный дефицит до 1% ВВП за три года и сохранить его на уровне 1,5%.

«В предыдущем пике мы жили на громадных рисках — при таких высоких ценах иметь еще и дефицит бюджета было просто неправильно. А сейчас разумно», — говорил Кудрин в интервью ТАСС.

Однако это предложение не нашло поддержки у экономистов. По их мнению, позитивный эффект от смягчения бюджетного правила окажется краткосрочным, а целесообразность увеличения расходов в ущерб пополнению Резервного фонда в долгосрочной перспективе может стать негативным фактором за счет роста чувствительности экономики к колебаниям цен на нефть.

«Если мы действительно будем немножко смягчать бюджетное правило, больше тратить и меньше складывать в резервы, в какие-то иностранные активы, то, соответственно, в краткосрочной перспективе это может немного повысить темпы экономического роста. Другой вопрос, что в долгосрочной перспективе эффект от этого довольно быстро сойдет на нет», — комментирует главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов.

Смягчение бюджетного правила приведет к более медленному восстановлению объема Резервного фонда, считает главный экономист по России и СНГ банка ING Дмитрий Полевой. Целесообразнее сконцентрироваться на повышении эффективности расходов и перераспределении их между статьями.

«Мы негативно относимся к идее смягчения бюджетного правила с целью стимулирования экономического роста, поскольку любое изменение правил спустя нескольких месяцев после начала его имплементации негативно скажется на доверии к политике властей, их последовательности. При крайне низкой эффективности госрасходов и госинвестиций попытки стимулировать рост за счет дополнительных расходов вряд ли приведут к желаемому результату. Наконец, бюджетное правило в текущем виде позволяет снизить чувствительность к колебаниям цен на нефть выше $40 за баррель. Повышение «граничной» цены снизит этот диапазон», — поясняет Полевой.

В свою очередь министр экономического развития РФ Максим Орешкин заявил сегодня, что Минэкономразвития и Минфин выступают за цену отсечения в $40 за баррель для бюджетного правила. Отвечая на вопрос о том, обсуждается ли в правительстве повышение цены отсечения, Орешкин лишь отметил, что законопроект готовит Минфин, которому дано поручение внести документ, определяющий параметры нового бюджетного правила.

www.finanz.ru

О Admin

Смотрите также

Греф спрогнозировал понижение ключевой ставки

Инфляция в России снижается, это дает основание Банку России на заседании 15 декабря снизить ключевую ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *